15-я Международная Исследовательская Школа
Как ползают миксомицеты? – Изучение локомоции плазмодиев

Биология
Проект предоставляет возможность участникам провести научное исследование физиологии миксомицетов. Эти организмы являются уникальными представителями простейших, которые имеют многоядерную макроскопическую клетку. С одной стороны, на сегодняшний день известно лишь немногим больше 1000 видов этих существ. С другой стороны, их физиология изучалась лишь на модельном объекте Physarum polycephalum. При этом работ по физиологии всё ещё недостаточно для понимания многих процессов жизнедеятельности плазмодия.
Плазмодии миксомицетов в лаборатории
Известно, что во время вегетационного периода, когда клетка миксомицета активно питается, у неё обнаруживается положительные гидротаксис, трофотаксис и отрицательный фототаксис. То есть плазмодий стремится в тёмное и мокрое место, богатое пищей. В случае же перехода к спороношению таксисы меняются на обратные – теперь плазмодий ползёт на сухое освещённое место и не интересуется пищей. Однако, всё ещё мало изучено то, насколько сильно влияют на скорость перемещения плазмодиев разных видов факторы увлажнения, света и пищи.
Плоская логистическая сеть, построенная на основе карты Мексики
Другая особенность миксомицетов – способность образовывать сети из ветвящихся каналов с цитоплазмой – используется учёными по всему миру для создания логистических карт. Для этого карту какого-либо региона кладут под прозрачный пластик с агаром, а сверху над точками населённых пунктов размещают частицы пищи для плазмодия. После вырастания плазмодий соединяет эти частицы каналами, создавая аналог реальной карты. До сих пор большинство работ проводилось на плоскости, без учёта рельефа. Мы предлагаем провести эксперимент на объёмной поверхности, учитывающей гористый рельеф Киргизии для данного эксперимента.

Требования к участникам:
Базовые знания в области ботаники и микологии.

Тьюторы

Никита Борзов

Москва, Россия
Окончив кафедру вирусологии на биологическом факультете МГУ, Никита решил сменить направление деятельности с лабораторной биологии на полевую и перешёл на кафедру микологии и альгологии. Миксомицеты всегда казались ему одними из самых необычных созданий этой планеты, поэтому, когда ему предложили заняться в аспирантуре именно ими, он согласился почти сразу же. За прошедшие четыре года он узнал и освоил довольно много, но также узнал и то, что если по таксономии и систематике сейчас миксомицеты изучены довольно хорошо, то по физиологии работ крайне мало и они достаточно старые. Это довольно печально с одной стороны, но даёт возможность заполнить нам этот пробел с другой.
Made on
Tilda